Библиотека школы-интерната 9

Заведующая библиотекой — Лаврентьева Влада Дмитриевна

Образование высшее библиографическое.

Адрес: 195220, Санкт-Петербург, ул. Старцева, дом 7, тел. 417-64-73,  сайт: https://school-int9.ru, электронная почта: sc-i9@yandex.ru

Школьная библиотека работает с понедельника по пятницу с 9-17 часов.

На базе школьной библиотеки  созданы:

  • абонемент,

  • читальный зал с компьютерной зоной для индивидуальной работы пользователей, аудио-видеозоной, медиатекой и копировально-множительной техникой.

  • книгохранилище.

Техническое оснащение библиотеки:

  • Персональные компьютеры – 4 шт.

  • ЖК панели 42 дюйма (используются в качестве экранов)  — 1 шт.

  • DVD диски – 100 шт.

  • СD- 157 шт.

  • Аудиокниги- 77 шт.

  • МФУ – 2 шт.

  • Сканер-1 шт.

  • Веб камеры-3 шт.

  • Доступ в Интернет

Библиотечный фонд сформирован в соответствии с образовательными стандартами. Имеется богатый фонд справочной литературы.

В читальном зале 20 посадочных мест.

Общий фонд библиотеки ГБОУ составляет — 21411 экз.:

  • художественная, методическая  и справочная литература – 14071 экз.

  • электронные ресурсы – 334 экз.

  • учебники – 11032 экз.

  • Количество читателей – 290 чел.

  • Посещений – 1750

  • Книговыдача – 7600 экз.

  • Средняя читаемость – 26,2

  • Средняя обращаемость – 0,54

*********************************************

Основные задачи библиотеки:

  1. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам

  2. Компьютерная каталогизация учебной литературы

  3. Организация обучения пользователей  методике поиска информации на различных носителях.

  4. Проведение внеклассной работы на базе информации на традиционных и нетрадиционных носителях.

Направления деятельности:

  1. Оказание методической консультации, помощи педагогам, учащимся в получении информации из библиотеки.

  2. Создание условий для педагогов для получения информации из педагогической и методической литературы.

  3. Формирование навыков и умений самостоятельной, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.

  4. Создание условий пользователям библиотеки  для чтения книг,  работы за компьютером, доступа к удалённым ресурсам (Интернет).

 Основные функции:

  1. Образовательная

  2. Информационная

  3. Культурная

Для достижения целей и задач используются различные традиционные и инновационные  формы и методы работы.

Пользователи библиотеки  имеют доступ к образовательным ресурсам в сети Интернет.   Это позволяет получать дополнительную информацию, накапливать и формировать информацию для использования в учебном и воспитательном процессе. Освоение персонального компьютера, овладение приёмами поиска в сети Интернет, освоение прикладных программ способствовало изучению и освоению информационно – коммуникативных технологий. Модернизация образования и потребности школы подтолкнули к применению ИКТ во всех сферах библиотечного дела.

Компьютеризация школы и библиотеки позволяет учащимся успешно выступать на конкурсах, олимпиадах, показывать высокие результаты на ЕГЭ и ГИА.

Библиотека стремится развивать творческие способности и познавательные интересы учащихся. Проводятся массовые мероприятия, используются инновационные формы работы. Оказывается мультимедийная поддержка урока, доклада, реферата, презентации.

Для детей проводятся мероприятия, направленные на популяризацию книги и чтения.

Справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотеки строится на основе подготовленных информационно-библиографических ресурсов с комплексным использованием, как современных информационных технологий, так и традиционных. Осуществляется выполнение тематических, фактографических, библиотечных, уточняющих справок в режиме “запрос–ответ”, оказываются консультации по вопросам использования справочно-поискового аппарата библиотеки и электронных баз данных.
С целью оперативного удовлетворения информационных потребностей пользователей библиотека обращается к ресурсам Интернета.

Его использование позволяет выполнять традиционные библиографические запросы читателей на более качественном уровне. К тому же использование информационных ресурсов сети Интернет не столько отменяют привычные формы работы с читателями, сколько совершенствуют и дополняют их, заставляют по-иному взглянуть на многие библиотечные процессы, в том числе на весь блок библиотечно-информационной работы.

Разработаны уроки «Библиотечно-библиографические знания учащимся» с практическими занятиями с использованием электронных ресурсов.

Использование ИКТ  дало возможность максимально качественно и разнообразно решить поставленные в информационной  и массовой работе задачи.

Ведётся справочно–библиографическое обслуживание пользователей. Это разнообразные справки, представляющие собой ответы на запросы читателей.

В библиотеке составлена картотека письменных справок для удобного пользования учащихся и написания рефератов к экзаменам.

Этот такие справки, как, например:

— поэты Серебряного века

— Великие загадки земли

— Древнерусская живопись

— Выдающиеся русские художники

— Русские писатели

— Владимир «Красно Солнышко»

— Жизнь Петра I

— Эпоха Екатерины

— Архитектурные памятники Санкт-Петербурга

В Читальном зале большинство справок выполняется с использованием Интернет. Больше всего в 2019-2020 уч. годах была востребована информация по окружающему миру у учащихся начальных классов, у старшеклассников по литературе и подготовка к ЕГЭ  и ГИА. У педагогов наиболее востребована информация по педагогике, по организации внеклассной работы.

Большинство устных справок учащимся начальной школы выдано по окружающему миру и литературному чтению. Письменные справки получали старшеклассники по истории, биологии, музыке и литературе.

Регулярно проводятся библиотечные уроки, в программу которых включено изучение электронных энциклопедий, правил поиска информации в сети Интернет и обработки информации, полученной из Интернета.

Для улучшения библиотечного обслуживания учащихся  налажено сотрудничество с центральной районной и детской библиотеками, школьными библиотеками района. Организовываются  посещения учащимися школы этих библиотек. Разрабатываются совместные планы и программы работы.

Ведётся пропаганда библиотеки и чтения, проходят общие мероприятия, такие как недели детской книги, конкурсы чтецов и др.

           Массовая работа

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, формируют духовную основу личности.

Книга и чтение являются необходимым  условием социализации детей. Библиотека ведёт большую воспитательную работу путём приобщения школьников к книге и чтению.

Массовая работа ведётся по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтение для удовольствия), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу.

Формы работы имеют немаловажное значение в реализации поставленных целей. В своей работе мы используем традиционные и  инновационные формы работы:

  • литературные игры

  • виртуальные путешествия

  • брейн-ринг

  • Викторины

  • Обзоры

  • Обзор – беседа

  • Громкие чтения

  • Конкурсы

  • Литературные праздники

  • Игры – путешествия

  • Литературные зарисовки

  • Экскурсии

Эти формы работы развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал учащихся, придают мероприятиям живой, неформальный характер. Они расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы учащихся.

Каждое мероприятие, какие бы темы оно не затрагивало, и в какой бы форме оно не проходило, подразумевает, в первую очередь, рекламу книги и чтения.

При проведении массовых мероприятий используем музыку, иллюстрированный материал, видеоматериалы, презентации и т.д.

Совместно с ДДТ Калининского района ведётся массовая работа по экологическому просвещению и воспитанию учащихся.

А так же работа по краеведению по направлениям: музееведение, история Калининского района, «Русская изба»

Каждый год к юбилейным датам писателей оформляются книжные выставки на абонементе, проходят беседы о жизни и творчестве авторов с  целью познакомить детей с их творчеством и привлечь к книге и чтению.

Выставочная работа:

Большое внимание уделяется выставочной работе. В течение 2019-2020 учебного года были оформлены книжные выставки:

Книжные выставки:

    — к 230-летию со дня рождения американского писателя Д. Купера

   — к 115 – летию со дня рождения  русского писателя Н.А. островского

   — к 80- летию со времени выхода в свет книги «Волшебник изумрудного города»

   — к 205- летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

   — к 85 – летию со дня рождения К. Булычева

   — к 225- летию со дня рождения писателя, дипломата А.С. Грибоедова

   — к 160- летию со дня рождения писателя А.П. Чехова

   — к 130- летию со дня рождения Б. Пастернака

   — к 165- летию со дня рождения В. Гаршина

 

Задачи на 2020 – 2021 учебный год:

активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению продолжить работу над повышением  доступности информации,

качеством обслуживания пользователей;

формировать комфортную библиотечную среду;

обучать читателей пользоваться справочным аппаратом книги и библиотеки, а так же поиску, отбору и умению анализировать информацию;

формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни;

В библиотеке обеспечен санитарно – гигиенический режим библиотеки для сохранения книжного фонда и соблюдения благоприятных условий для обслуживания  пользователей.

Нововведения привели к созданию модели школьной библиотеки нового времени как информационно – досугового центра, что позволяет грамотно сочетать лучшие старые формы библиотечной деятельности с новыми информационными возможностями.

ИКТ стали неотъемлемой частью работы нашей библиотеки, проникнув  во все традиционные направления ее работы, подняв ее деятельность на качественно новый уровень.